Related Post

09.02.18. СОБЫТИЕ ФИП-СДП-РШ-14. «Дети работали с удовольствием и очень старались»

 

  См.

См фотоальбом ВКонтакте 

09 февраля 2018 г. в 1-м классе МОУ «Рождественская СОШ» Калининского р-на Тверской области  состоялся открытый урок  русского языка. Урок был дан в рамках реализации грантового проекта Русской школы г. Твери «Инструменты мягкой адаптации образовательных инноваций ФГОС-2 для массового образования на основе учебного пособия нового поколения «Каллиграфия букв: развивающие прописи».

МОУ «Рождественкая СОШ» с 01 сентября 2017 г., также как и 7 других  школ  Калининского р-на Тверской области, является участником методической сети МПП по апробации новых Прописей.
На открытом уроке учитель  Конькова Елена Фёдоровна и ее ученики показывали, чему с начала учебного года  научились на уроках письма по новой технологии обучения каллиграфии (ТОК-ТДМ).

На открытом  уроке присутствовали начальник Управления образования Калининского р-на  и руководитель МПП «Методическая школа ФГОС-2» Казакова М.Н., руководитель грантового проекта, автор ТОК и прописей «Каллиграфия букв», директор ЧУДО «Русская школа» г. Твери  Суворина Е.А.,  педагоги  из МОУ «Щербининская ООШ», МОУ «Заволжская СОШ», МОУ «Верхневолжская СОШ», МОУ «Еммауская СОШ», руководитель МПП МОУ «Рождественская СОШ» Фролова М.В., всего 10 человек.
В первом классе МОУ «Рождественская СОШ»  учатся 12 учеников. Класс по составу  – особенный. Семь детей  – билингвы. Дома они разговаривают на родном таджикском языке.  У  детей  отмечается нарушение произносительной стороны речи на русском языке, у двоих — выраженный акцент, затрудняющий восприятие речи, они не могут вести беседу на русском языке, лишь односложно отвечают на вопрос. Одна девочка совсем не говорит по-русски.

Для таких детей  учебное пособие нового поколения «Каллиграфия букв: развивающие прописи»,  где все дидактические элементы  построены как речевые  предикаты,  являются надежной  основой обучения  не только письму, но и русскому языку.

Согласно теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин) и принципам  ТОК,  каллиграфическое действие  на уроках письма формируется  поэтапно, от практического графического опыта ребенка через внешнюю речь к осознанному  и тонко координированному умению красиво писать.

При открытии частного способа письма новой  буквы  дети используют общий  алгоритм открытия: «домик»  — точки-опоры  —  элементы  — буква.  Выполнение действий анализа написания новой буквы для учащихся доступно, посильно,  дети  имеют возможность контролировать  и корректировать правильность  как выполнения  отдельных операций, так и  полученных результатов каллиграфического письма.

Когда необходимо найти  и исправить  ошибки в своей работе, дети  самостоятельно обращаются к  папке эталонов букв,  в которых прорисованы алгоритмы написания букв и отдельных элементов.

На уроках письма дети научились  самостоятельно, сознательно и  успешно действовать  по алгоритму,  поэтому и на открытом  уроке работа спорилась.

Учащиеся не только открыли для себя новую  строчную букву «ч», но и безошибочно прописали её в тетради точь-в-точь, как в образце,  затем  самостоятельно  записали слова с новой буквой, а кто-то успел записать и высказывания. Дети работали с удовольствием и очень старались, поэтому буквы  написали  ровные, красивые. В конце урока ученики продемонстрировали прекрасное  письмо и отличное  настроение.   Погружение иноязычных детей в русскоязычную среду, обучение общению на уроке создаёт положительную мотивацию развития русской речи и каллиграфического навыка детей.

Отметим, что одна из учениц класса (девочка с нарушением опорно-двигательного аппарата)   учится  по адаптированной программе (вариант 6.1.)  и ей рекомендовано домашнее обучение. Для неё обучение каллиграфии, выполнение действий сначала во внешнем,  речевом плане, а далее в умственном, помогает контролировать правильность выполнения операций открытия и письма новой буквы. Проставленные ею точки-опоры помогают  написать букву по элементам,  запомнить её написание, а затем перенести письмо новой буквы в тетрадь.

После открытого урока состоялся круглый стол, на котором коллеги обменялись впечатлениями  от  увиденного. Все педагоги единодушно отметили высокий профессионализм учителя начальных классов Коньковой Е. Ф. Урок получился насыщенным, интересным, ученики сами сформулировали цель  урока, научились писать новую букву, проделали на уроке большую работу и не устали.  Педагоги других пилотных площадок поделились результатами обучения письму своих учеников.  Итогом обсуждения стал вывод: работа по прописям приносит положительные результаты, способствует формированию у детей,  как осознанных предметных каллиграфических умений, так и метапредметных УУД.  Поскольку  МОУ «Рождественская СОШ», как и Русская школа, является соисполнителем ФИП-СДП и активно использует  в учебно-воспитательном процессе ТДМ Л.Г. Петерсон, вопросы соотношения ТОК и ТДМ  стали отдельной темой обсуждения. Участники отметили  как общие теоретические основания  данных технологий, так и специфику организации учебной деятельности на их основе.

В заключительной части  встречи  педагоги инициативной группы под руководством Казаковой М. Н. и Сувориной Е. А. обсудили задания по диагностике  предметных каллиграфических умений и УУД обучающихся

контрольных и экспериментальных классов МПП. Были рассмотрены разные варианты диагностических заданий, из которых  предварительно составили две диагностические работы и критерии их оценивания.

Команда МПП  МОУ «Рождественская СОШ» выражает благодарность руководителям проекта и обучающей команде педагогов Русской школы за возможность получить и освоить новые, полезные знания – технологию  обучения каллиграфии младших школьников!

Учитель начальных классов
Конькова Елена Фёдоровна,

заместитель директора по УВР МОУ «Рождественская СОШ»

Калининского р-на Тверской обл.

Фролова Марина Владимировна.

 

 

русская школа
Детский православный лагерь в Тверской области «Лесной городок»
русская школа
Тверской культурно-образовательный журнал «Наш семейный мастер-класс»
русская школа